ФГОС НОО

Методика и организационные формы внеурочной деятельности начальной школы
(учителя начальных классов Жигулина Елена Николаевна, Опанасенко Светлана Николаевна, Федорищева Елена Викторовна, Шаханина Лариса Ивановна)

В последнее время в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, пересматривается система ценностей и приоритетов. Пора педагогического паралича проходит, но она оставила следы в чертах поведения наших детей, таких, как физическая и духовная нечистоплотность, агрессивный негилизм, устойчивый эгоизм, откровенный и наивный цинизм. Современные тенденции утверждают заслуженный приоритет воспитания перед обучением.  Каждая школа очерчивает свою педагогическую стратегию и выбирает новую педагогическую тактику, которая базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной человека.

 С 2010 года МОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П.Серикова Шебекинского района Белгородской области» в рамках реализации национального проекта «Образование» вступила в эксперимент по переходу общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Важнейшей частью учебного процесса является базисный учебный план, который содержит две составляющие: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня. Рабочей группой учителей начальной школы по внедрению ФГОС нового поколения на начальной ступени были разработаны модифицированные программы по всем рекомендуемым направлениям.

Организация второй половины дня предусматривает вовлечение детей в сменяющие друг  друга различные виды  деятельности. Это своеобразное «проживание дня» требует особой организации пространства класса. Для организации внеурочной деятельностииспользуется игровая, подвижная и творческая зона. Создание различных зон позволяет увеличить двигательную активность, которая в свою очередь стимулирует работу мозга. Первое и главное условие организации всей внеурочной деятельности  – не навязывать сидячий образ жизни, который приводит к увеличению количества учащихся с различными нарушениями здоровья. Второе  - использование активных форм обучения и воспитания, как основы познавательной деятельности, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник, своим трудом добывающий социальные знания. В этом случае педагогу отводится роль организатора активного учебного и воспитательного процесса. Он ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно, путём обсуждения, находить решения. Учит способам поиска необходимой информации. Надо признать, что процесс этот полезен для обеих сторон: ведь педагог вместе с детьми  тоже чему-то учится, читает, рисует, делится опытом.

      Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как:

  • познавательные и краеведческие экскурсии;

  • ролевые и дидактические игры;

  • нравственные и этические беседы, викторины;

  • круглые столы, конференции;

  • школьные научные общества, олимпиады;

  • детские исследовательские проекты;

  • культпоходы в музеи, театры, на выставки;

  • праздники на уровне класса и школы;

  • участие детей в социальной акции, организованной взрослыми;

  • трудовой десант;

  • занятия в детском спортивном объединении, соревнования, беседы о ЗОЖ.

Детские объединения:

  • "Мой край"

  • "Растим патриотов"

  • "Я - исследователь"

  • "Умники и умницы"

  • "Самоделкин"

  • "Подвижные игры"

  • "Занимательный английский"

  • "От ритмики к танцу"

  • "Юный волонтер"

  • "Копилка здоровья"

  • "Хочу все знать"

Детское объединение "Самоделкин"

Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки школьника.

Задачи:

  • Формировать умение, навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные геометрические фигуры, соблюдать технику безопасности.

  •  Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.

  •  Расширить словарный запас.

  • Формировать интерес к результату и чувство гордости за него.

  •  Развивать художественный вкус, образное восприятие, усидчивость, аккуратность.

Программа рассчитана на четыре года (с 1 по 4 класс).Занятия проходят  во второй половине дня один раз в неделю  (33 занятия в году).

Формы обучения:

  •  игры, загадки, беседы;

  •  практические упражнения для отработки необходимых навыков.

 Рабочие материалы:

  • ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, палитры для клея;

  • ·цветная бумага, цветной картон, белый картон, белая бумага, ватман.

Групповая комната, в которой проходят занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.

Детское объединение "Я - исследователь"

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследо­вательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников.

  • Развитие познавательных способностей младших школьников.

  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследова­ний.

  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

  • Формирование у младших школьников и педагогов представле­ний об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

  Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три самостоятельных подпрограммы.

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Детское объединение "Растим патриотов"

Программа включает в себя следующие направления:

Направление «Связь поколений»

Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

  • Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

  • Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

  • Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

 

Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

  • Формировать культуру проявления гражданской позиции.

  • Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

Направление «Мой край родной»

Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  • Изучать историю родного края.

  • Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Урала».

  • Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  •  Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

  •  Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

  • Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

 
     
   
Хостинг от uCoz