Кружок "Начальное
техническое моделирование"
(педагог дополнительного образования, учитель
технологии
Лунгу Михайл Петрович)
Начальное техническое моделирование –
помогает школьникам хорошо усвоить основы наук, приучает их к
применению своих знаний на практике, предопределяет выбор профессии.
Кружок «Начальное техническое моделирование» начального технического
моделирования формируется из учащихся 5-8 классов.
Цели обучения:
-
будить творческую мысль, ставить
посильные технические задачи;
-
обучение элементам конструирования
моделей и ведению теоретических расчётов отдельных узлов.
Основная цель теоретической части:
объяснить учащимся принцип действия и устройство технических моделей
в области машиностроения, автомобилестроения, судостроения,
авиастроения, домостроения, дизайнерским проектам, предметом
бытового назначения и их использованием в производственных и бытовых
условиях. Приобщить учащихся к технической деятельности, побуждать к
самостоятельному конструированию простейших моделей. Закрепить
приобретенные знания о физических и других законах, лежащих в основе
устройства и действия моделей. Ознакомить с историей отрасли, её
совершенствованием и областью применения, ролью русских ученых в её
развитии.
Задачи программы:
-
расширять и углублять
теоретические знания учащихся в области машиностроения,
автомобилестроения, судостроения, развития военной техники,
авиастроения, домостроения, дизайнерским проектам, предметам
бытового назначения и их использованием в производственных и
бытовых условиях;
-
расширять политехнический
кругозор, формировать умения и навыки работы с различными
инструментами при обработке различных материалов;
-
развивать фантазию воображение,
пространственное мышление, конструкторскую мысль, умение
выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, чертежа;
-
развивать интерес к поисковой
творческой деятельности;
-
воспитывать интерес к труду,
уважение к людям труда, воспитывать культуру труда;
-
развивать чувство коллективизма,
умение выполнять общую работу сообща.
В процессе занятия у учащихся
расширяется кругозор, развиваются конструкторские способности,
навыки владения различными инструментами, трудолюбия, усидчивости,
настойчивости в достижении цели. Основной
метод работы в кружке – игра (игра-соревнование, сюжетная игра,
конкурсы, викторины, кроссворды). В процессе игры выясняются
интересы и склонности учащегося, осознании его возможностей и
нахождение путей реализации возникшей идеи при создании
изготавливаемой модели или авторского изделия.
Содержание обучения
-
Введение.
Цели, задачи и содержание работы в
кружке. Организационные вопросы, материалы, инструменты и
приспособления для работы в кружке. Безопасность труда и личная
гигиена. Экскурсия в школьный музей и ознакомление с выставкой
ранее изготовленных моделей и поделок в кабинете.
-
Предметы бытового назначения.
Определение потребностей и перечня предметов бытового
назначения, которые можно изготовить во время кружковых занятий.
Проектирование предметов бытового назначения. Выполнение эскизов,
вычерчивание шаблонов на картоне.
-
Практическая работа. Изготовление
спроектированных изделий. Защита проектов на изготовленные
изделия. Творческие игры, конкурсы.
-
Домостроение, дизайнерские
проекты. Ознакомление с понятием масштаба. Проектирование и
моделирование будущих макетов. Практическая работа. Построение
эскизов и чертежей, необходимых для передачи информации о
задуманном проекте, роль чертежей в строительстве. Разработка
дизайна по одной и двум точкам исхода. Изготовление макета с
использованием масштаба. Представление в игровой форме
созданного изделия. Выполнение проектных заданий. Творческие
игры, конкурсы.
-
Машиностроение. Значимость
и отрасли машиностроения: определение направления, в котором
необходимо проводить исследование с целью создания посильных
проектов, необходимых изделий в домашнем хозяйстве. Конструирование:
разработка конфигурации изделий в соответствии с областью их
применения. Порядок построения чертежей деталей: обучение
учащихся созданию чертежей в соответствии с разработанными
эскизами. Практическая работа. Отработка приемов
построения чертежей. Отработка навыков при выполнении слесарных
и столярных операций. Творческие игры, конкурсы: использование
созданных моделей для выполнения их функциональных свойств.
Выполнение проектных заданий.
-
Автомобилестроение.
Транспорт и его назначение. Совершенствование знаний о масштабе.
Проектирование и конструирование моделей по замыслу. Закрепление
основных знаний по графической подготовке. Использование
механических двигателей на моделях. Профессии работающих в
автотранспорте и автомобильной промышленности. Автомобиль:
прошлое, настоящее и будущее. Расширение сведений о бумаге,
картоне, жести и других материалов. Составление эскизов,
технических рисунков. Чтение простых чертежей, основные части
легкового и грузового автомобилей. Понятие о центре тяжести.
Правила безопасной работы. Построение чертежей моделей с
использованием сетки. Составление эскизов и разверток с
использованием масштаба. Практическая
работа. Изготовление моделей. Вычерчивание разверток деталей и
контуров деталей с использованием шаблонов. Изготовление моделей
грузовых и легковых автомобилей из бумаги, картона, пластмассы.
Регулировка и отделка моделей. Проектирование и конструирование
моделей по замыслу. Творческие игры, конкурсы с использованием
изготовленных моделей.
-
Судостроение. История
Российского флота. Роль и значение Военно-морского флота, речной
и морской транспорт, грузовой и пассажирский. Классификация
военных кораблей и судов гражданского флота. Порядок
проектирования моделей. Построение чертежей моделей с
использованием сетки. Составление эскизов и разверток с
использованием масштаба. Способы изготовления моделей.
Практическая работа. Изготовление колодки по форме
корабля. Построение корпуса. Построение палубных надстроек.
Отделка модели. Изготовление моделей из различных материалов.
Творческие игры, с использованием моделей. Конкурсы по истории
кораблестроения.
-
Развитие военной техники.
История создания военной техники России. Виды бронетехники и
года их создания. Знаменитые конструкторы. Проектирование с
использованием масштаба. Построение эскиза с использованием
масштабной сетки. Практическая работа. Изготовление развертки.
Создание моделей. Отделка моделей. Подгонка и сборка деталей
моделей. Творческие игры, конкурсы по истории применения военной
техники.
-
Авиастроение. История
летательных аппаратов. Их практическое применение. Развитие
авиации в России. Первые отечественные планеры и их
использование в Великой Отечественной войне. Создатель самолета
в России. Теоретические сведения о летательных аппаратах.
Знаменитые конструкторы. Силы, действующие на самолет в полете.
Работа воздушного винта. Основные части самолета. Обтяжка
моделей. Практическая работа. Построение
эскизов с использованием масштабной сетки. Создание моделей.
Обтяжка моделей. Изготовление модели с бумажным трубчатым
фюзеляжем. Творческие игры, конкурсы.
-
Заключение.
Подведение итогов за учебный год. Отбор экспонатов на
выставку. Индивидуальные беседы о продолжении занятий в кружке.
Работы учащихся
Паспорт экспоната
- Раздел: № 5
«65 лет Победы в Великой Отечественной войне»
- Наименование
(изделие, копия, модель, макет, схема и др.): «Модель
Реактивного миномёта БМ-13-16 «Катюша» на шасси «ЗИС-6»
- Габариты в
м. и вес в кг.: размер 51х 21 х 24 см, вес – 3 кг.
- Возможная
область применения: наглядное пособие по истории
- Оценочная
стоимость в рублях: 2 000 руб.
- Год создания:
2010г.
-
Дополнительные комплектующие узлы, механизмы (если есть):
постамент
Паспорт экспоната
- Раздел: № 4
«Машиностроение»
- Наименование
(изделие, копия, модель, макет, схема и др.): «Клещи для гибки
тонколистового металла»
- Габариты в
м. и вес в кг.: размер 30х10х1,4 см, вес – 1 кг.
- Возможная
область применения: инструмент для гибки тонколистового металла
- Оценочная
стоимость в рублях: 100 руб.
- Год создания:
2010г.
-
Дополнительные комплектующие узлы, механизмы (если есть): нет
Паспорт экспоната
- Раздел: № 4
«Машиностроение»
- Наименование
(изделие, копия, модель, макет, схема и др.): «Пресс для
нарезания фруктов»
- Габариты в
м. и вес в кг.: размер 30х 27 х 15 см, вес – 2 кг.
- Возможная
область применения: резание фруктов на сушку
- Оценочная
стоимость в рублях: 1500 руб.
- Год создания:
2011г.
-
Дополнительные комплектующие узлы, механизмы (если есть): нет
|